www.Itogi.ru / N. 45 / Дело Тема номера: "Что ж это с погодой творится?"
No. 45 (650)

10 мая 1999

 
   

www.reklama.ru. The Banner Network.

МОНОПОЛИИ  /  ЛОВКОСТЬ РУК

Добровольный поход "на химию"

Ирина Розенберг


После крушения прежней системы нашим фильммейкерам пришлось начинать с нуля. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются продюсеры, - отсутствие нормального кинопроката.

Скромное обаяние блокбастера
Отечественные фильмы на московских экранах - явление редкое. После нескольких дней шумных премьерных показов картины куда-то исчезают. Так, исчезли из репертуара продемонстрированные в Москве некоторое время назад "Мама", "Барак" и "8 1/2 долларов". Раиса Фомина из агентства "Интерсинема-арт", продвигающего в Россию лучшее европейское кино и лучшие российские фильмы за границу, рассказывает, как трудно ей было убедить кинотеатры взять раскрученный в прессе фильм Петра Луцика "Окраина". Впрочем, они не хотели показывать и один из лучших европейских фильмов последних лет "Рассекая волны" Ларса фон Триера. В то время как, скажем, голливудская "Мумия", которая вышла еще летом, по сей день мелькает в афишах. Понятно, почему в кинотеатрах преобладают картины из США. "Американский режиссер снимает фильм и думает, как бы сделать так, чтобы всем понравилось, а европейский - как бы сделать так, чтобы ему самому понравилось, - говорит продюсер Сергей Сельянов (кинокомпания СТВ). - Американцы оставляют нашему и европейскому кинематографу всего десять процентов российского кинорынка. В результате российские фильмы могут претендовать лишь на два - три процента".
Компания "Мост-Синематограф" видит решение проблемы в приручении зрителя с помощью пластиковых карточек, дающих скидки на фильмы компаний "НТВ-ПРОФИТ" и "КиноМост". Директор отдела развития кинокомпании "Слово" Елена Яцура и вовсе считает, что большинство российских и европейских фильмов предназначены для "клубных" показов.
Примером трезвого восприятия действительности был проект Студии Горького, заключавшийся в производстве малобюджетных картин, которые не нуждаются в крупных кинотеатрах. Но, увы, после того, как было снято несколько картин, на студии разразился финансовый скандал и проект приказал долго жить. Теперь на Студии Горького ничего не производится. "Вообще-то фильмы снимают не только для того, чтобы окупить производство", - резюмирует Сергей Сельянов. Но как только речь заходит о крупных тратах, продюсерское благодушие исчезает.

Это не Франция, это Россия
Фильм Василия Пичула "Небо в алмазах" - самая затратная после "Сибирского цирюльника" российская картина 1999 года. Первому опыту Раисы Фоминой в продюсировании коммерческого кино коллеги в шутку присвоили "высшую категорию сложности". Фоминой между тем не до шуток. "Бюджет "Неба в алмазах" два миллиона долларов, - рассказывает она. - Часть денег дал французский канал ARTE, часть - Госкино России, часть продюсеры фильма внесли сами. "Небо" по всем параметрам настоящий блокбастер: приключенческая комедия со звуком "долби-стерео" и спецэффектами, с суперзвездами - Николаем Фоменко, Гариком Сукачевым, Аллой Сигаловой, Анжеликой Варум, Валентином Гафтом. Унас было много рекламы: 150 эфиров на РТР и 50 на "Русском радио". И что? Когда я предложила фильм кинотеатру "Пушкинский", мне сказали: "У нас нет для него ни времени, ни места. Мы купили пакет американских картин, нам надо их показывать".
Фомина продала телеправа на показ "Неба" РТР и ARTE, договорилась о прокате с двадцатью провинциальными кинотеатрами и московской "Стрелой", организовала показы в Киноцентре. Но чтобы вернуть два миллиона, нужно, чтобы фильм прошел в крупных залах. Большой челябинский кинотеатр "Урал" вернул копию после премьеры. "Зрители написали в анкетах, что у них претензии к содержанию, - рассказывает Фомина. - Почему-то после показа американских картин подобные анкеты никто не раздает". Судя по всему, хозяева наших кинотеатров и впрямь не верят, что отечественное кино может оказаться столь же привлекательным для публики, как американское.
"Зарубежные кинофестивали не берут фильм, считая его коммерческим, а директора наших крупных кинотеатров говорят, что он некоммерческий", - возмущается Фомина, справедливо сетуя на отсутствие в России законов, защищающих национальное кино. Заметим, что уровень французского кино, которому помогает государство, сейчас намного выше уровня, например, итальянского, оставленного властями на произвол судьбы. Между тем еще лет десять назад казалось, что обе (прежде великие) европейские кинематографии находятся в одинаково глубоком кризисе.

Кино на "Пушке"
Один из кинопарадоксов состоит в том, что в Москве (да и в России) есть единственный кинозал - "Пушкинский", - который, по мнению продюсеров, позволяет "отбить" затраченные на фильм деньги. За последние годы в Москве появилось более десяти кинотеатров западного образца, но ни один из них нельзя сравнить с "Пушкинским" ни по местонахождению, ни по размерам. В "Пушкинском" более двух тысяч мест, тогда как в "Кодаке" - менее шестисот, а, например, в "Стреле" и "Ролане" - по двести. Неудивительно, что пробиться сюда продюсерам весьма непросто. Директор кинотеатра Алла Калязина и ее заместитель Алексей Рязанцев говорят: "Мы не собираем комиссии, оценивающие качество фильма, а полагаемся на собственную интуицию". Впрочем, кроме интуиции, есть и ряд критериев, на основании которых фильму дается "добро": наличие звука "долби", широкий формат, звезды, ясный сюжет, реклама фильма в СМИ.
Увы, по мнению руководства кинотеатра, ни один российский фильм, за исключением "Сибирского цирюльника", не отвечает всем критериям сразу. В итоге за год, кроме "Цирюльника", в "Пушкинском" более или менее долго (хотя бы неделю) демонстрировались всего три отечественные картины. "Особенности национальной рыбалки" - потому что это продолжение любимых народом "Особенностей национальной охоты" (продюсер "Рыбалки" Сергей Сельянов полагает, что раскрутить абсолютно новую картину очень трудно, не случайно он сейчас продюсирует "Брата-2"). "Мама" - потому что в ролях много отечественных звезд (при этом, как рассказывает один из продюсеров фильма Игорь Толстунов, руководители "Пушкинского" очень боялись провала и пытали хозяев фильма: "Вы будете отвечать, если фильм не соберет нашего среднего показателя?"). И наконец, "Барак" - потому что продюсер фильма Леонид Ярмольник сумел как-то убедить кинотеатр взять фильм.
Заметим, что "Пушкинский" вообще не слишком заинтересован в "чужих" картинах, поскольку располагает и собственными. Под крышей зала действуют сразу две крупные прокатные компании - "Пушкинский" и "Каро премьер" (которая показывает в России хиты от "Уорнер бразерс"). Фильмы, закупаемые этими фирмами, кинотеатр показывает не только у себя, но и в других залах. В отчаянии наши продюсеры спешат выпустить фильмы на видеокассетах и даже показать на ТВ, нарушая все законы кинобизнеса, принятые в цивилизованном мире. Ведь там фильмы выходят на видео не ранее чем через три месяца после завершения проката. Может быть, ситуация изменится с открытием модернизированного "Октября" - первого в Москве многозального кинотеатра. Примечательно, что компания "КиноМост", занимающаяся его реконструкцией, придерживает к открытию несколько самостоятельно спродюсированных - то есть именно что отечественных - картин.

"Всесоюзная" фабрика грез
Главная проблема состоит в том, что у нас до сих пор отсутствует та система кинопроизводства, которая была описана еще Ф.-С. Фицджеральдом в "Последнем магнате", считает Елена Яцура из кинокомпании "Слово". Фильмы должны разрабатываться как проекты, где просчитано все: от авторов и содержания диалогов до места и времени премьеры. "Обнадеживает, - говорит она, - что с будущего года глава Госкино России Александр Голутва планирует выдавать гранты именно на проекты, причем только после их защиты. Не на сценарии, а на аудиовизуальные произведения с конкретным адресатом".
Уже и сейчас компания "Слово" формирует бюджет своих фильмов с учетом того, как и где они будут прокатываться. Компания одновременно выпускает фильм, условно говоря, для "Пушкинского" ("Любить по-русски-3") и две картины "не для "Пушкинского" из проекта "Русский декамерон": "Женскую собственность" Дмитрия Месхиева и "Тесты для настоящих мужчин" Андрея Разенкова.
Сергей Сельянов (который, кстати, сам прежде делал арт-кино, да и сейчас в качестве продюсера работает с картинами киномаргиналов вроде Евгения Юфита, Олега Ковалова и др.) считает, что труднее всего будет с режиссерами. "У нас нет режиссеров, которые готовы просто выполнять профессиональную работу за деньги, - поясняет он. - Все работают за идею и не соглашаются с вмешательством продюсера, если у них самих иное представление о фильме". К тому же, по словам Елены Яцуры, "продюсерам мешает отсутствие четкой контрактной системы. Договоры сейчас просто копируются с первых попавшихся под руку американских образцов".
Другая проблема - уровень "коммерческих" фильмов. "Любить по-русски-3" Евгения Матвеева (продолжение его же фильмов "Любить по-русски-1 и 2") заранее приводит в ужас любого просвещенного зрителя. "Операция "С Новым годом" (пример сверхудачной раскрутки, после которой удалось продать аж 500 тысяч видеокассет вместо привычных для российского рынка 30 тысяч) - самый неудачный фильм режиссера Александра Рогожкина.
Вызывает опасение и новый проект компании "Союз-видео", раскрутившей на видео сериал "Менты". Успех "Ментов" вдохновил представителя "Союз-видео" Виктора Алисова на новый проект "ДМБ", который задуман как сверхприбыльный и - в коммерческом отношении - почти революционный.
"ДМБ" - фильм и сериал про армию. Тема куда более благодатная, чем "менты", - рассказывает Алисов. - Женщинам интересно, чем там мужчины заняты без них. Мужчины станут вспоминать собственные истории. Можно переписываться со зрителями и перерабатывать присланные истории в сценарий". Сначала будет снят фильм, действие которого начнется с приказа Минобороны и закончится принятием присяги. Дальше пойдет сериал. "До дембеля 730 дней - сколько серий можно сделать!" Для работы над сценарием пригласили Ивана Охлобыстина. Уже есть договоренности о рекламе и телепоказах, идет работа над саундтреком ("Крематорий", "Бахыт-Компот", "Манго-Манго", "Тайм-аут" и др.), рисуются комиксы.
Алисов уверен, что заработать сейчас можно только на сериале, причем снятом на независимые деньги - тогда его можно продавать разным каналам. При такой рекламной кампании, как у "ДМБ", по мнению Алисова, кинопрокат тоже будет успешным. На деньги от "ДМБ" Алисов планирует запустить следующий проект и постепенно наладить собственное кинопроизводство. Что будет дальше с отечественным кино - пока вопрос. Одно ясно: мы не увидим в кинотеатрах "Небо в алмазах". Покупайте кассеты. Продаются.

 
В июне 1992 года на всемирном совещании глав государств и правительств по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в числе прочих документов была подписана и Рамочная конвенция ООН об изменении климата - документ, положивший начало международным мерам по сокращению выбросов "парниковых" газов. Правда, сама конвенция, констатируя благие намерения сторон, требовала от них лишь более или менее достоверного учета источников и объемов выбросов, а также возможных поглотителей и накопителей "парниковых" агентов (прежде всего углекислоты) на их территории (что инициировало в разных странах большие и серьезные исследования на эту тему). Никаких конкретных обязательств по сокращению выбросов, а тем более ответственности за их нарушение конвенция не предусматривала.

Общеизвестно, что из всех визуальных искусств важнейшим для нас - в конце XX века - является фотография. Но совершенно неожиданно открылось, что из фотографии важнее всего фотография "модная". Так называемая fashion photography, документирующая и пропагандирующая всякие моды и стили.

"Мода и стиль в фотографии" - так назывался, например, международный фестиваль, организованный Московским домом фотографии весной этого года по образу и подобию одноименных фестивалей в Париже, Нью-Йорке и прочих "столицах мира". Соответствующий - "модно-стилевой" - раздел был на московской Фотобиеннале'98. Моде в фотографии посвящен проходящий ныне в Париже месячник Paris Foto с экспозицией в самом Лувре. Бесчисленные ретроспективы фотографов, снимавших моду и моделей, странствуют по миру, оккупируя самые престижные залы.

 
Вот такая история коллективного Желания, не германская, а общеевропейская. Учитывая же тот факт, что в немецких журналах работали фотографы из разных стран, а немецкие фотографы в свою очередь свободно передвигались по всему свету, - история практически всемирная.

Русский дичок Напоследок о русском вкладе в общее дело. Питерский культурный центр "Пушкинская - 10" (бывший сквот, а ныне вполне респектабельный выводок галерей плюс дорогая кафешка) для вернисажа в Смольном приготовил три "фэшн-акции". В смысле наш ответ германцу.

Если и есть в моде некое лица необщее выраженье, то у наших авангардных дизайнеров. Но скорее не лица, а рожи. Шутовское кривляние, передергивающее всем известные образцы. Знаменитый фильм Лилианы Кавани "Ночной портье" породил свой стиль и в модной фотографии 70-х. Теперь вся эта гестапофилия вылилась в акцию "Ева Браун" (авторы Елена Клочко и Владимир Прокофьев) с полуобнаженной девицей в подтяжках и девицей в белой хламиде до колен. А некогда славный Древний Египет, дошедший до нас в виде польского фильма "Фараон", воплотился в перформансе "Золотая интродукция" (автор Яша Каждан) с изображающими египтян юношами, обряженными в золотую фольгу. Ну и наконец некий питерский "Арт-Полигон" показал полиэтиленово-скотчевую акцию "Русский след # 1", выполненную в духе наших авангардных модельеров начала 90-х, создававших свои костюмы из подручного вторсырья.

Боюсь, наша мода до кумиров и властителей дум пока недотягивает. Что известный Юдашкин, что неизвестный Каждан.

"ИТОГИ"  В  СЕТИ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ТЕКУЩИЙ НОМЕР
АРХИВ
ПОИСК
ПОДПИСКА
ФОТОГАЛЕРЕИ
АВТОРСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ
ДЕНЬ  ЗА  ДНЕМ
ТЕЛЕГРАФ
МЕЖДОМЕТИЯ
РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО
ТЕ, КОТОРЫЕ
SAVE AS...
СПОРТ
АФИША
ФИЛЬМЫ
КНИГИ
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
РЕКОМЕНДУЕМ

ПОДПИСКА | РЕДАКЦИЯ | ПОИСК | АРХИВ | РЕКЛАМА | РАСПРОСТРАНЕНИЕ | ФОТОГАЛЕРЕИ | КОЛЛЕКЦИИ | ФОРУМЫ | ИЗДАТЕЛЬСТВО
  Информация о сервере

Copyright © Журнал "Итоги"
E-mail: Itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на "Итоги" обязательна.