09.06.99 - Заметка 43 |
Прошу прощения у всех постоянных и непостоянных читателей и подписчиков за почти двухнедельный перерыв в выпусках. Обстоятельства, как ни грустно, бывают иногда сильнее нас.
Глас вопиющего
Как известно, создатели Web-сайтов, Web-мастера и Web-художники, обладают куда большей свободой самовыражения, чем посетители этих ресурсов. Они пишут все, что им заблагорассудится, рисуют все, что нравится, меняют, добавляют или убирают тексты и изображения с легкостью необыкновенной. А бедным посетителям остается только читать и смотреть на то, что предложено. Конечно, при многих Web-сайтах существуют гостевые книги, чаты и конференции - но на них зачастую надо регистрироваться, да ведь могут еще и не принять. Или принять, но стереть вашу реплику. Или пусть не стереть - но ведь до гостевой книги надо еще добраться, уйдя от обсуждаемого текста, "покликать" мышкой. Принцип "бери, что дают, и помалкивай" еще в 1996 году безмерно раздражал трех сотрудников сингапурского Института информационных технологий (фамилии их мы здесь приводить не станем их филологических соображений - хотя, не сомневаюсь, все трое отличные парни). В прошлом году они создали компанию Third Voice, а в мае текущего года была выпущена одноименная программа-плагин ("довесок" к браузеру). Third Voice позволяет при просмотре любой страницы обнаружить, не делал ли кто-нибудь к ней комментариев, и прочитать их. А если наболело, выскажитесь сами. Не исключено, правда, что многие владельцы сайтов будут возражать - ведь сами комментарии хранятся на сервере Third Voice (www.thirdvoice.com) и Web-мастера не в состоянии их контролировать. Кроме того, несколько замедляется скорость загрузки Web-страниц - ведь браузер теперь должен обратиться к серверу Third Voice и "посмотреть", есть ли к ним комментарии. Однако, если первая (публичная) функция новой программы довольно спорна (а в будущем ее создателям, несомненно, придется иметь дело со снежным комом исков), то вторая очень полезна - вы можете делать свои собственные "закрытые" комментарии к регулярно посещаемым сайтам. И никто не узнает, за кого именно вы держите автора текстов на www.cnn.com.
Борьба с хаосом
Встав ото сна после долгой кризисной зимы, поисковые машины и каталоги русской части Интернета явили неожиданную прыть. Aport.ru, например, уже второй раз за два месяца меняет дизайн, Yandex.ru тоже прибег к этому испытанному маркетинговому средству. Однако главное, конечно, не в дизайне - поисковые машины теснее интегрируются с каталогами (так, тот же Aport.ru еще теснее слился вобъятьях с каталогом au.ru и предлагает возможность ограничения поиска набором из 18 рубрик) и наращивают свои собственные возможности. Например, "роботы" yandex.ru индексируют теперь не только документы, но и подписи к картинкам, ключевые слова, описания, названия java-апплетов, ссылки и другие элементы страниц, а "продвинутый" поиск позволяет искать только на вашем сайте или, наоборот, на всех сайтах за исключением тех, которые вас a priori не интересуют, поможет выяснить, кто в громадном Интернете поставил ссылку именно на данную страницу, когда, на каком языке и с какими словами и пр. Впрочем, многие вещи можно было делать и раньше - но изучив предварительно хитрый язык запросов. А кому он нужен? Лучше уж английским наконец заняться, ведь не первый год, наверно, собираетесь?
Кто во что горазд
Язык гипертекстовой разметки текста, на котором создаются все Web-страницы, уже давно вызывает справедливые нарекания как создателей сайтов, так и посетителей. Он прост и хорош только для текстов, но лишь с большим трудом годится для создания действительно оригинальных ресурсов. На какую страницу не зайди, все равно приходится просматривать ее содержимое все в том же неизменно прямоугольном окне браузера, все с одними и теми же надоевшими кнопками. Разработчики корейской фирмы X2Web (www.x2web.com), приметив потенциальную нишу на рынке, применили к WWW так называемую технологию “скинов”. В результате на свет появился продукт X2Web, позволяющий создателю любого сайта автоматически менять внешний вид браузера посетителя (если у последнего загружен крохотный клиентский плагин X2Web). И правильно - даже китайцы уже давно не носят одинаковых синих френчей, почему же посетители playboy.com и samsung.com должны пользоваться внешне неотличимыми средствами просмотра? От души рекомендую посмотреть на все демки новой технологии отображения Web-ресурсов, которые собраны на одной из страниц корпоративного сайта (прямой ссылки не даю, поскольку, как и положено на "крутых" сайтах, она частично генерируется на лету), попадаются презабавнейшие образчики.
Царица наук
Корону царицы пытаются время от времени возложить на чуть ли не каждую вторую научную дисциплину. С точки зрения среднего "гражданина интернетчика" (© Борис Ельцин), царица всех наук - статистика. Ей активно занимается целый ряд сетевых агентств. Так, агентство Netcraft (www.netcraft.com) на днях сообщило, что в Интернете по соcтоянию на май 1999 года насчитывается 5,414,325 сайтов (два года назад их количество не превышало миллиона). Агентство Open Market, со своей стороны, в очередной раз подсчитало пользователей Сети и оценило их количество примерно в 150 миллионов человек. А по данным Emarketer.Com, к 2002 году пользоваться Сетью будут 228 миллионов человек. Интернет-гуру Алексей Тутубалин, сам себе агентство (www.lexa.ru/ru-survey), сообщает, что количество подсоединенных к Интернету машин увеличилось с сентября прошлого года на четверть и почти достигло 300 тысяч “хостов” (что означает примерно полтора миллиона пользователей). Yandex.Ru же, вовсе не являясь агентством, сообщил, что в русском Интернете проживают 32 835 серверов.
Бесплатный сыр - но не в мышеловке
"А где же, где??" - спросит читатель, начавший уже было зевать к концу выпуска. Поясняю - я веду речь о бесплатной почте с Web-интерфейсом или (реже) без оного, но, конечно, не имею при этом в виду американские сервера вроде Netaddress.Сom или русские - такие, как chat.ru или Tomcat.Ru. Те, кто ими пользовался, знают, почему я их не имею в виду. Зато, например, в русской части Сети всего за несколько последних месяцев появилось несколько очень удобных сервисов. Про Mail.Ru мне уже случалось писать, но совсем недавно, "лицензировав" движок у создателя Mail.Ru компании Dataart, хорошие люди сделали сервис Inbox.Ru, а буквально на днях появился и еще один бесплатный почтовый сервис mail.au.ru (обратите внимание на то, что, подписавшись на их услуги, вы получите адрес вида yourname@au.ru). Это хорошо, что их много - тем больше шанс получить удобопроизносимый эккаунт, на старых серверах все хорошие имена давно заняты. Пользуясь случаем, напомню вам о сервисе http://www.zmail.ru/ c аж пятью почтовыми доменами - @zmail.ru, @id.ru, @go.ru, @ok.ru, @ru.ru. О нем мне, правда, тоже уже случалось упоминать два месяца назад - но тогда это творение компании Zenon находилось в стадии первичного бета-тестирования и для нормального человека ну никак не подходило. Теперь же все наладилось, и Zmail обгоняет клоны Dataart хотя бы по одному очень важному (с моей точки зрения) параметру - он позволяет брать письма с POP-сервера вашего провайдера, что очень удобно для тех, кто и на работе, например, хочет иметь доступ к своей почте, но при этом совсем не желает знакомить с ней свое начальство. Наконец, людям подозрительным и секретным могу порекомендовать сервер Hushmail - почта на нем шифруется с использованием "сильного крипто" (ключи длиной в 1024 бит). К сожалению, пока "сильное крипто" используется только в сообщения между подписчиками Hushmail. Однако Cliff Baltzley, руководитель службы, заявил, что совместимость с другими игроками крипторынка уже не за горами. Интересная дискуссия по поводу почтового крипто - вот тут (www.mail-archive.com/cryptography%40c2.net/index.html). Во всяком случае, если вы и ваш партнер заведете по эккаунту на Hushmail, никто на свете (по крайней мере, в ближайшем будущем) не сможет прочитать вашу почту.
|