Жизнь.Ру

За три последних года Интернет превратился из экзотического развлечения для «продвинутых» в нормальное средство массовой информации и бизнес-инструмент
Егор Быковский
рубрика - ИТОГИ

Последний раз журнал «Итоги» касался сетевой жизни (если исключить отдельные статьи и раздел Save As) довольно давно, летом 96-го года. По сетевым понятиям с тех пор прошла целая вечность, примерно как в реальной жизни — от бронзового века до изобретения паровоза. Даже на родине Большой Сети, в США, Интернет только-только начал в то время превращаться из тусовки компьютерщиков и интеллектуалов в нормальную среду информационного обмена для всех. Русский же Интернет находился тогда в самом зачаточном состоянии.

По оценкам специалистов, число пользователей Сети в России не превышало тогда 100 тысяч человек, да и то большинство из них пользовались лишь электронной почтой. Количество сайтов же исчислялось десятками, а не сотнями тысяч, как сейчас. Новым пользователям приходилось нелегко — то были еще времена, когда для использования возможностей Сети (э-почта, WWW, ftp, gopher и пр.) приходилось изрядно разбираться в принципах работы компьютера, уметь хотя бы приблизительно отличать TCP/IP от finger, настраивать каналы IRC (Internet Relay Chat), пользоваться булевыми операторами при запросах к поисковым машинам и овладевать еще массой других, в общем, не слишком нужных нормальному человеку знаний. Зато можно было с гордостью сознавать себя причисленным к лику компьютерщиков и снисходительно цедить непонятные слова в ответ на просьбу помочь «подключиться» и «разобраться» — или, наоборот, тратить на это большую часть свободного времени и тихонько, про себя, проклинать «ламеров» и «чайников». То были времена, когда предпринимателю еще невозможно было объяснить, что ему необходимо задуматься об онлайновом представительстве его фирмы, сотрудники рекламных агентств полагали, что «баннер» — это рекламная «растяжка» над Тверской, а матери заявляли, гордо выпрямившись: «Моей дочери в Интернете делать нечего!». То были времена, когда из Интернета можно было почерпнуть практически только «компьютерную» информацию и новости. Давно это было, много воды утекло с тех пор.

Не то теперь. Начнем с количества пользователей. По самым скромным оценкам, оно равняется полутора миллионам. По самым «нескромным» — шести. Такой разброс обусловлен в основном тем, что Интернет на самом деле состоит отнюдь не только из WWW, но и из других сервисов, в частности электронной почты — многие только ею и пользуются (по данным Monitoring.Ru, как раз 6 миллионов человек). Число же русских пользователей собственно WWW (которые ходят по сайтам, используя для этого браузер) достигает сейчас, по мнению пользующихся доверием экспертов, от 2 до 2,5 миллиона человек. Вспомнив 100 тысяч пользователей 1996 года, можно говорить об экспоненциальном росте (вполне, впрочем, укладывающемся в общемировые рамки). В следующем году можно ожидать, что количество подключенных к Интернету сограждан удвоится — и станет реальным достижение сакрального порога в 10 процентов от общего количества граждан. Считается, что именно после преодоления этого порога происходят качественные и необратимые изменения и Интернет становится действительно важной частью жизни общества и экономики. Что касается перемен в составе пользователей Сети, то отметим, что доля пользователей из Москвы и Питера снизилась за последний год с 60 до 50 процентов и продолжает снижаться, доминирующая возрастная категория — по-прежнему люди от 25 до 34 лет, и по-прежнему мужчины, хотя доля женского населения Сети выросла до 20 процентов. При этом большинство сетевых жителей — люди с высшим образованием.

Чем же все они «питаются»? В 1997 году, по данным поисковой машины Яндекс (www.yandex.ru) весь российский Интернет состоял из 6 гигабайт информации (примерно 3,5 миллиона печатных страниц). А летом нынешнего года был зафиксирован рост до 100 гигабайт, почти в 20 раз. Можно сделать вывод, что информационное наполнение Сети растет куда более быстрыми темпами, чем ее народонаселение, что, в свою очередь, все больше повышает ценность Повсеместно Протянутой Паутины в глазах только собирающихся попробовать ее «на зуб». В Сети, правда, стало сложнее ориентирироваться — но на помощь вместо доморощенных «линклистов» приходят большие каталоги и отличные поисковые машины (yandex.ru, aport.ru, www.ru, weblist.ru, list.ru и др.). Воспользовавшись этими ресурсами, практически любому не составит труда найти себе в Сети занятие по вкусу. Например, научной работой, играми, чтением прессы (см. следующую статью) или беллетристики (см. статью «И-право»). А то и коммерцией (см. статью «И-бизнес»).

Куда же движется русский Интернет? По мнению одного из главных сетевых идеологов Андрея Себранта, как и любой другой Интернет, он движется в том же направлении, что и любое другое средство связи: к массовости. И это, наверное, правильно. Потихонечку все мысли о том, что это особый образ жизни, особый склад ума, особая информационная среда, уходят. Ведь никому же не приходит в голову говорить, что использование факса — это особый способ ведения бизнеса или тем паче стиль жизни. Эпоха «особой тусовки» закончилась, поэтому в следующих статьях мы не посвятим ни строчки таким актуальным еще пару лет назад темам, как отношения между «патриархами» Сети, нюансы в написаниях «смайликов» или сравнительные особенности браузеров. Демографический состав Интернета постепеннно сближается по основным показателям с «оффлайновым» населением, которому эти темы никогда не были особенно интересны. Бывшая же «тусовка», построив в свое время Интернет «для себя», теперь в основном занята серьезными проектами и строит его для других. Отдавая последнюю дань уходящему в прошлое «персонифицированному» РуНету, мы подготовили для вас снабженный портретами создателей обширный линклист полезных и интересных сайтов русской Сети.

(полностью статья опубликована в журнале "Итоги", N47, 23.11.99)
Назад в Save As Bookmark


www.reklama.ru. The Banner Network.