ONLINE

www.reklama.ru. The Banner Network.
А ты сходил на мой bookmark?
НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ
Index.html
Текущая заметка
Поиск по сайту
Архив
Источники
Гестбука
Доп. выпуски
СИМПАТИЧНЫЕ МНЕ ПРОЕКТЫ
ИТОГИ.RU
ФОРУМ.МОСКВА.РУ
Русский журнал
Неткульт
Анекдоты из России
Русская Рулетка
Журнал Internet
Паравозов News
Вечерний Интернет
ЭхоНет
Спорт сегодня
Библиотека Мошкова МобилТелеком News
РЕКЛАМА
RB2 Network. RB2
RB2 Network.
ПОИСК В СЕТИ
Яndex
Апорт
Ау!
Rambler
RamblerTop100
AltaVista
HotBot
Lycos
Yahoo
FTPSearch
FTPSearch.Ru
ЕЖЕ ДВИЖЕНИЕ
ЕЖЕweeka
ЕЖЕдневки
ЕЖЕнедельки
ЕЖЕ ПРАВДА
ФРИ: лица РУНЕТа
Доска Позора
СТАТИСТИКА

Rambler's Top100

TopList



КНОПКИ

Вокруг Света - первый познавательный портал
галерея Гельмана Спорт Сегодня Рестораны:где, как, зачем Бесплатные скрипты Ссылка дня Русского Журнала 3DNews Ресторанный поиск, критика Ледоколов-News

А это - наша
кнопка

07.02.00 - Заметка 70
С прошлого выпуска прошло всего пять дней, а вовсе не неделя - однако, если есть материал и время на то, чтобы его выложить в Сеть, то так и надлежит поступать. Сегодня - большой материал про электронные книги пера коллеги Стивена Леви, опубликованный в "Итогах" N6 (при некоторой моей скромной помощи), и обширная подверстка к нему (ее можно прочитать и первой).

Перевернута последняя страница

Привычные книги скоро исчезнут, им на смену идут электронные книги. Вместо чернил и бумаги — биты цифровой информации и сверхтонкие экраны
Стивен Леви
(Newsweek) рубрика - СМЕНА ВЕХ
Никто не называет XX столетие «веком Книги». А ведь стоило бы, между прочим. На протяжении всего столетия «тяжеловесы» культуры помещали свои мысли и открытия на страницах бумажных книг: Джойс, Фрейд, Пруст, Сэлинджер, Оруэлл — даже сам Билл Гейтс дважды поучаствовал в этом интеллектуальном процессе. Разумеется, телевидение, по большому счету, победило книгу, покорив все слои населения, но тем не менее количество книг, изданных в ХХ веке, во много раз превышает все то, что было написано и издано за всю предшествующую историю. А когда настала эра Интернет-коммерции, на чем первым делом бросился делать деньги флагман И-коммерции Amazon.Com? То-то, на торговле книгами.

И все же, когда ученые мужи будущих эпох примутся изучать наше время, они, возможно, назовут его Последним Веком Книги. Почему? Книга в первую очередь — акт коммуникации читателя и писателя и в таком своем качестве никуда не денется. Однако в качестве физического объекта, представляющего собой скрепленную переплетом и обернутую блестящей суперобложкой пачку листов бумаги, изготовленных из мертвых деревьев, книга уходит в прошлое. А на смену ей явится Э-книга, которая представляет собой не только легкое и удобное электронное устройство для визуального представления цифровой информации, но и акт почти мгновенного «скачивания» нужного пакета информации на это устройство. Наверно, многие книжные черви придут в ужас при известии об этом событии, однако оно так же неизбежно, как и то, что за страницей номер 1 следует страница номер 2.

Многое, что потребуется Э-книгам будущего, уже существует и производится: быстрые микрочипы, батарейки большой емкости, вместительные устройства памяти и, наконец, Интернет. На самом деле отсутствие всего лишь двух вещей не дает пока возможности обзавестись такими же удобными Э-книгами, как те, что собирают пыль на наших полках. Первая — это высокоскоростная беспроводная связь, чтобы быстро скачивать нужное издание в память Э-книги. Впрочем, это не проблема — никто не сомневается, что нужная скорость передачи будет достигнута уже в самые ближайшие годы. Второе препятствие — пока еще не существующие экраны, изображение на которых не уступало бы цветом, качеством и удобством восприятия хорошим бумажным изданиям. Ах да — такие экраны должны быть еще настолько дешевы, чтобы мы спокойно могли их взять на пляж, не боясь потерять, или прихватить с собой в туалет, не опасаясь разбить.

И что же принесет нам с вами великое пришествие Э-книг? За последние 50 лет, буквально на наших глазах, компьютеры сделались в тысячи раз быстрее, в то же время серьезно уменьшились в размерах — от исполинов, занимающих зал размером с баскетбольное поле, до устройств, свободно помещающихся в кармане. Цена их за это время тоже уменьшилась примерно на 4 порядка — от миллионов до сотен долларов. Так неужели же в ближайшие несколько лет не появится устройство размером и весом с книгу «карманной серии» и с тем же качеством изображения? Если исключить из расчетов вероятность того, что все ученые мира внезапно и сильно поглупеют, то это произойдет достаточно скоро. Мало того: Э-книги будут настолько дешевы, что скорее всего мы будем получать вообще бесплатно, в качестве подарка от больших издательств или крупных СМИ — потому что с их помощью мы будем скачивать все больше новостей, иллюстраций и беллетристики, которые не станут бесплатными никогда.

«Карты уже сданы. Теперь все зависит от того, как быстро их теперь разыграют», — так образно оценивает ситуацию Дик Брэсс, заведующий Э-книжным направлением в корпорации Microsoft. Скептики склонны уделять повышенное внимание очевидному неуспеху нынешнего поколения Э-книг. Это устройства размером со среднюю книгу в бумажной обложке с достаточно четким изображением, которому, однако, очень далеко до того, чем может похвастаться книга стоимостью во много раз меньше. Следует, правда, сказать, что недавно я купил новую повесть Стивена Кинга в Э-формате о маленькой девочке, потерявшейся в лесу. После прочтения нескольких страниц процесс увлек меня достаточно для того, чтобы я вообще позабыл, на чем «напечатан» текст. Книжка была прочитана за пару часов, и вряд ли прочтение бумажной книги с идентичным содержанием что-то прибавило бы к моему впечатлению от этой повести. Итак: даже современные Э-книги можно использовать, как бы неудобны и не привлекательны они ни были.

«А вот через пять лет, — пророчит президент компании NuvoMedia Мартин Эберхард, — мы будем обладать технологией, которая позволит не читать больше «через стекло». Чем дальше, тем больше улучшающееся качество Э-книг позволит считать несущественными горестные прогнозы поклонников «традиционного» чтения. Так, известный литературный критик Стив Биркертс написал книгу «Элегии Гутенберга», при чтении которой любой готов прослезиться над будущей судьбой бумажных книг. «Потеря будет ощутима, хотя ее трудно сформулировать», — пишет он. Его можно понять. Но как только мы примем будущую победу Э-книг как данность, то сможем задуматься над куда более интересным вопросом: какими же на самом деле будут изменения, которые последуют за этим революционным поворотом в культуре?

Самыми важными, разумеется, станут изменения в издательском бизнесе. Когда издателям уже не нужно будет думать о перевозке десятков тонн переработанной древесины от печатных станков к дистрибьютерам, нынешняя бизнес-модель рассыплется в прах. Поворотным моментом станет решение какого-нибудь известного автора выходить напрямую на читателей. Таким писателем может стать, например, суперпопулярный в Штатах Стивен Кинг. Почему бы ему и не продать через пару лет свой очередной ужастик прямо через сайт stevenking.com, по 10—12 долларов за скачивание на Э-книгу, и получить все деньги, а не обычный гонорар (за вычетом относительно небольших расходов на поддержание самого сервера). А когда этим займется Стивен Кинг, отстанут ли от него Джон Гришэм, Том Клэнси, Том Вулф и прочие знаменитости? Вот тогда-то и начнется — паника!

Дело в том, что размер прибыли издателей в наши дни напрямую зависит от расходов на перемещение многих тонн предполагаемых бестселлеров на большие расстояния. Потом остается только недеяться, что продавец не вернет их назад непроданными. Издание популярных авторов, естественно, снижает риск, но именно они-то и начнут первыми продавать себя самостоятельно. А многим издателям придется поискать себе другую работу.

С другой стороны, эти изменения могут оказать оздоровляющий эффект. Годами мы слышим бесконечные истории о том, что издатели кладут в долгий ящик «серьезные» повести, а у «нехудожественной» беллетристики и вообще нет шанса быть изданной. Возможно, когда сверхпопулярные авторы займутся беспроигрышным изданием самих себя, у издателей появится больше времени на то, чтобы заботиться о менее коммерческих писателях, трястись над ними, искать для них аудиторию. Впрочем, в их руки будет вложен мощнейший инструмент — Интернет. Если же и этим издатели не смогут заняться, то переход к повальному электронному книгоиздательству будет еще более быстрым. В чем же все-таки главный плюс Э-книг? Наверно, не в том, что у них будет большая память (одно устройство заменит целый книжный шкаф), встроенные словари или отличная графика. Главное — они будут подключены к Интернету. Чтение перестанет быть однонаправленным актом общения между писателем и читателем. Щелчок кнопкой — и вот вы уже читаете не повесть, а статью критика об этой повести, еще щелчок — и прослушали аудиофайл (или просмотрели видеофайл) с записью беседы этого критика со зрительской аудиторией, с телеведущим, с автором, наконец. Кроме того, трансформация книгописания и книгочтения может повлечь за собой появление новых жанров и исчезновение старых. Так, кому станут нужны статичные путеводители, если мы в любой момент можем получить по запросу свежайшую информацию из любого уголка мира? С другой стороны, авторам уже не нужно будет растягивать или сжимать книгу до стандартных размеров, заданных издателем, они смогут прибавить к ней любую аудио- или видеоинформацию в любых объемах и формах.

Что же касается обычных книг, то полностью они, разумеется, не исчезнут. Тот же Брэсс из Microsoft считает, что «книги останутся, потому что они полезны и красивы. Они как лошади, которые живут и в автомобильную эпоху — только из транспорта сделались отдыхом и развлечением».
Ну что, такой вариант устраивает?

Р БИБЛИОГРАФИЯ

История успеха

История привычной бумажной книги началась много столетий назад, однако вполне вероятно, что довольно скоро она завершится почетной отставкой. В ее преддверии перечислим ряд важных вех книжной истории; а также приведем несколько прогнозов, авторство которых принадлежит вице-президенту компании Microsoft Дику Брэссу.

3000 г. до р.х. На Ближнем Востоке, в Месопотамии (древний Шумер) появляются первые памятники письменности — клинописные «книги». Первым образчиком беллетристики стал вавилонский «Эпос о Гильгамеше».

50 г. до р.х. В римском "кодексе" ("кодекс" означает сейчас "свод законов", однако изначально это способ издания книги, отличающий привычную нам брошюру от свитка и пр.), наследнике ранних греко-римских «табул» (табличек) с текстами законов, уже используется понятие страниц; Юлий Цезарь пишет многостраничные послания к войскам.

1445 г. Иоганн Гутенберг начинает историю книгопечатания, построив первую в мире печатную машину. С этого момента становится возможным изготовлять книги достаточно высокого качества, причем это обходится на порядок дешевле ручной переписки.

1965 г. Ученый-непоседа Тед Нельсон изобретает так называемый «гипертекст» — компьютерный текст, который можно связать ссылками с любым другим текстом в пределах сети. Он мечтает о тех временах, когда все тексты на земле будут помещены в компьютерные билиотеки. Спустя 30 лет, при создании WWW (Повсеместно Протянутой Паутины), некоторые из его идей будут воплощены в жизнь.

1971 г. Профессор Иллинойского университета Майкл Харт начинает проект Гутенберг (www.promo.net) — бесплатную обширную онлайновую библиотеку классической литературы. Первым произведением, помещенным в библиотеку, стала «Декларация независимости».

1986 г. Инкорпорировав программу-словарь в ручное электронное устройство (аналог нынешних PDA), компания «Франклин» изобретает то, что можно назвать первой в истории «электронной» книгой.

2003 г. Э-книги весят менее 400 граммов и могут работать по восемь часов без перезарядки. Стоимость — менее 100 долларов для простых устройств, до 900 долларов — для «навороченных» цветных Э-книг, полностью воспроизводящих качество дорогого иллюстрированного журнала.

2005 г. Оборот индустрии «скачивания» информации (книг и периодических изданий) на Э-книги достигает миллиарда долларов; этими устройствами пользуются около 250 миллионов человек. Примерно половина из всего объема «скачиваний» приходится на Tablet PC и другие разновидности Э-книг — настольные компьютеры и ноутбуки в этом смысле теряют свое значение.

2009 г. Самые популярные авторы (например, Стивен Кинг) замечают, что «скачивания» их произведений на Э-книги заметно превышает объем онлайновых продаж, и начинают писать напрямую на электронную аудиторию. Цена такой «книги» значительно снижается по сравнению с бумажным изданием, однако объемы покупок значительно возрастают. Многие читатели, вместо того чтобы покорно ожидать выхода новой книги, «подписываются» на любимого автора и получают свежее произведение на свою Э-книгу, лишь только автор поставит последнюю точку.

2012 г. Бумажная промышленность организует рекламную кампанию под девизом «Назад к бумаге!». Символом кампании станет лесоруб, призывающий читателей «Покупать настоящие вещи — настоящие книги из настоящей бумаги». Тем временем Э-книги весят уже грамм двести или меньше, становятся очень похожи на «настоящие» (открываются-закрываются), но при этом могут содержать в памяти столько же книг, как и средняя библиотека. Э-книги становятся так дешевы, что их начинают дарить вместе с подпиской на журнал (так сейчас дарят CD-диски).

2018 г. Выходит последний «бумажный» выпуск самой старой и почтенной газеты Нового Света — «Нью-Йорк Таймс», и она отныне и навсегда пополняет ряды периодических изданий, выходящих только в электронном формате.

2020 г. Девяносто процентов всех продаваемых книг скачиваются прямиком на Э-книги. Определение книги в новых выпусках толковых словарей представляет из себя что-то вроде: «Непериодическое издание объемом более 100 килобайт; обычно считывается с экрана».

07.02.00 - Заметка 70
Copyright © 1996-1999 Егор Быковский (составление, тексты, HTML)
Copyright © 1998-1999 NSever (дизайн)