Any Key Column     (личные заметки о том, что происходит вокруг)

Салют ветеранам

Коллега только что пожаловалась, что помер домашний комьютер десятилетнего возраста. Такие надо хоронить с почестями, по меркам ПК это возраст серьезный, чуть ли не Мафусаила.
Одновременно с этим пришло письмо от некоей девушки из Mmd Public Relations Russia. Не знаю, что это за штука, но вещи в приложенном PDF рассказаны любопытные. Оказывается, компания OKI и Комсомольская Правда провели любопытное изыскание, выясняя, какой в Москве самый старый работающий компьютер (экспертизу представленных на конкурс моделей, около 50 экзеппляров, проводил отдел вычислительной техники Политехнического музея).

Победителем конкурса оказался Московский центр автоматизированного управления воздушным движением. Компьютер Censor-932 шведской фирмы Datasaab, 1976 года выпуска, был представлен ведущим программистом этой организации Владимиром Леонтьевым. Технические характеристики самого старого в Москве компьютера - два винчестера объемом 29 МБайт, оперативная память 1,5 МБ, быстродействие - 400 кГц. В аэропорту Внуково, где работает компьютер, под него отведено целое здание, а системный блок занимает зал размером с волейбольную площадку. Censor обрабатывает информацию с 40 рабочих мест, и, несмотря на то, что одновременно за пультами могут работать около 100 человек, компьютер функционирует без значительных сбоев.

Все это здорово, конечно, и неимоверно круто, но почему они до сих пор его не заменили? Неясно. Ладно, это было бы собственное железо, сделанное под конкретные собственные нужды, еще можно понять. Ясно, что софт специфический - нет времени и желания переписать под новую платформу? Наверное, я просто чего-то не понимаю. Например, лежат на магнитных бобинах какие-нибудь гигантские базы, которые только этот древний комп и умеет понимать...

Раздел: general
Posted 03/18/04 by: compiler

Комментарии

Ещы wrote:
Сильная тема!
03/19/04 00:53:59
magister wrote:
Относительно баз: у этого древнего компьютера есть COM-порт. Если же его потеряли - несложно приделать.
03/19/04 01:32:58
Кирилл wrote:
Да вряд ли там какие-то особые базы. Просто работает и работает, чего менять-то :)
На самом деле думаю, что таких еще полно стоит по разным уголкам нашей необъятной Родины, просто не все попали под прицел журналистов ;)
03/19/04 01:33:25
Pavel873 wrote:
это калькулятор , который может обслужить 100 человек.
03/19/04 02:07:43
Yogoort wrote:
Нет, просто так Бог решил.
03/19/04 02:38:16
Александр wrote:
Если их устраивает ПО и скорость вычислений (а так вполне может быть, я сам работал на древней ЕС 1030 и хватало всем) - то на кой тратить деньги, время и силы? Это же еще всех вычислительных тетенек на другое ПО придется переучивать, пенсионерок неспособных увольнять. Вполне нормальное решение, у них, я думаю, есть другие места, куда деньги вкладывать.
03/19/04 10:10:57
Lexey wrote:
Господа, вы не заметили, ГДЕ этот компьютер работает? И какая там будет цена сбоя или подвиса минут так на 5? В авиации вообще люди очень консервативные работают. Не знаю, как в нашей авиации дела, а на Западе до сих пор большинство полетных компьютеров имеют систему команд, совместимую с IBM 370, и тактовую частоту где-то в полмегагерца.
03/19/04 11:30:25
Hit-Hunter wrote:
Помню, был у меня Синклер на процессоре Z-80: 32Кб оперативка, 16-ти цветная графика, ни флопа , ни тем более жесткого диска, вместо них кассетный магнитофон. Но для решения интститутских курсовых работ вполне хватало и производительности и точности вычислений. А какие игры были... Многие из них впоследствии на PC переделали, Элита например. А то что мы сейчас на ГГц-овых процессорах сидим, да и то комп тормозит - хвала небезызвестному Билли Гейтсу. Это он придумал ДОС и Виндовс, термин "персональный компьютер" (PC) ради которых все забыли про UNIX и про то, как на одной Unix-системе сидели 20-50 человек и одновременно работали в терминальных сессиях. И действительно - всем хватало. Кто этого не помнит или не видел, посмотрите фильм Чужой -1, там показан подобный компьютер.
03/19/04 11:37:20
CityRat wrote:
LExey прав. Кроме того, процедура замены такой железяки очень сложна и дорогостояща, да и сами железки в разы и разы дороже обычных. Поэтому до тех пор, пока он сможет справляться со своими задачами, никто его менять не будет. Даже высокая стоимость обслуживания этого старья не переплюнет стоимости внедрения нового.
03/19/04 12:06:54
Saab wrote:
Saab .. поэтому и работает.
Сделано в Швеции - сделано с умом !
03/19/04 15:29:22
Прохожий wrote:
Сильно. Умели же делать, блин. Я в глубоком детстве видел нечто похожее в а/п Домодедово (84-й год, кааца). Только занимало оно несколько меньше волейбольной площадки. И там сильно пахло озоном. И админ там был в хорошем костюме, галстуке и белом халате. Интересно, всегда или нет? Только лампочек я там не видел мигающих. Хотя ожидал. Но их там не было. И перфоленту там на просвет ни кто не читал. Но все равно впечателение было грандиозное.
Кстати, ходят слухи что в ИТМО весь первый этаж продувается кондиционерами оставшимися от.... системы охлаждения старого вычислительного центра! Сколько там не был, ни чего похожего не видел. Но, согласитесь, легенда красивая.
03/19/04 15:32:31
Fisher wrote:
Где-то в году 90 я работал, именно работал, на БК 0010-01. И ничего. А какие были програмисты! На 16 кбайт оперативки, программы а особенно игры, не хуже современных под 500 кбайт. И все работало, подводил как правило магнитофон. До сих пор дома валяется, а если подключить не сомневаюсь, что заравотает. Помню, запустил на нем шахматы, заставил играть с самим собой, так он неделю мучился, ни разу не завис, и на 5 тыс. с чем-то ходе победили белые, или черные, какая разница, не помню.
03/19/04 17:17:51
mechanicalkid wrote:
Да... Сильный агрегат. Не знал, что такие еще работают... Правда, было дело попасть на авиадвигательное предприятие. Там до сих пор считают авиационные движки на трешках. И ничего. Думает правда минуту, но работает... :)
03/19/04 17:31:31
Konan wrote:
Как на БК (ДВК, etc) код оптимизировали... За каждый байт бились. Не то, что сейчас...
03/19/04 18:16:35
Diman wrote:
А вот был еще такой самодельный РК-86 на базе КР589ВМ80,т-а-акое чудо было!Сам собрал,сам программу написал,потом из-за детонации магнитофона все усилия коту под хвост.Мечта одним словом.У меня дочька младшая досих пор играется с клавиатурой от него.
03/20/04 01:04:37
FAI wrote:
Достоинство таких систем - отлаженное временем программное обеспечение.
Единственный недостаток - жрет очень много электроэнергии (киловаты).

У нас на предприятии микроэлектроники до 2000 года при проектирования использовалась "Электроника -100" (два рабочих места с векторным графическим монохромным дисплеем), а для управления технологическим оборудованием "Электроника -60" (без жесткого носителя. 2 дисковода с дискетами 12 дюмов, если кто помнит такие + компилятор Паскаля).

После того, как 286 морально устарели, предложил начальнику поставить их как управляющие машины на технологическое оорудование, поскольку сделаны они надежно и есть возможность связи (как в сети, так и по лестнице программного обеспечения).
Так вот эффект огромный (возросла скорость управления, при этом програмным обеспечением можно накрутить любой интерфейс). До сих пор работают и их мощности и надежности вполне хватает для решения всех задач.

Так что зря выкидывают платы 286 (никто не берет даже за 50 руб.)

Не умеем мы использовать вычислительную мощность.

Выходит, что все на крючке у Microsoft, которая заставляет каждый год делать апгрейт компьютера, а для чего?.
Получается, что для всех важнее игрушки и престиж.

Вдобавок ко всему, постоянное стремление Microsoft выстроит стену для квалифицированных пользователей от ядра системы и превратить всех в слепых потребителей все новых и новых программных продуктов.
Такая же ситуации в мире систем программирования - постоянная смена стандартов. Их просто изучить нормально нельзя - появляется новая со своим "языком понятий". При этом качество становиться все хуже.
Остается только платить денежки за все новые и новые "сертифицированные курсы". Но ведь на них програмистами не становяться.
03/20/04 10:33:24
Студент wrote:
Если работает - зачем менять? Да и во сколько выльется переход на новую систему+отладка+испытательный срок? А когда бомбили Югославию, все ихние современные иностранные АТС сразу вышли из строя.
03/20/04 15:58:01
omant wrote:
"Ведущий инженер-программист Московского центра АУВД Владимир Леонтьев (именно он прислал победившую заметку на конкурс «Комсомолки») рассказал корреспонденту ZDNet: программно-аппаратный комплекс Сensor-932, как ни странно, оказался настолько хорош, что все попытки заменить его пока не увенчались успехом. Правда, «серьезная» попытка была всего одна — когда апгрейд (на него была выделена та же самая сумма в 10 млн долл.) поручили «одной небольшой фирме». Как оборудование поставили – так оно до сих пор и стоит."

http://zdnet.ru/?ID=428487
03/20/04 16:31:34
men wrote:
1999 год. Система управления стратегическим вооружением. ЭВМ система команд близкая к IBM 360. Элементная база микросхемы 217 серии (диодно-транзисторная логика, два питания 3 и 6 вольт). Разработка начало 70-х годов.
Скорее всего стоит и работает и сейчас,
просто я уволился из армии.
03/21/04 00:44:02
Вячеслав aka Seva wrote:
Все это конечно трогательно, когда мы хаем дядюшку Билли, и возносим хвалу Unix подобным системам, но ребята давайте опустимся на землю, кто из Вас мог представить что он на домашнем PC в 90 годах будет рисовать монстров в MAX, чертить профессиональнов CAD, заниматся ООП, лазить по нету??? Я тоже начинал еще с CP/M80 операционок, и сейчас это вспоминаю как кошмар, я тоже писал программы на паскале, и у меня тоже был
спектрум. Но это все было. И не надо сравнивать промышленные компьютеры с обычными PC. У меня на работе все станки идут с ЧПУ сделанные на Win98 и никаких проблем, только 1 - кривые руки.
03/22/04 09:02:18
AAA_588 wrote:
Пардон! Из армии уволился недавно. Самая надежная техника - наша! Да ДТЛ! Зато выдержит любой разумный ЭМИ (считал сам). Жрет много - кто на армии когда экономил? А проги - чем больше мощность компа - тем больше запросы. А на самом деле - для ДЕЛА старой 386 более чем!! Пальцы - для дома!
04/02/04 17:10:06
vlad wrote:
Обращаясь к первоисточнику ... В "КП" рядом со статьей есть примечание, что на этом агрегате
в 80-м примерно году был сделана первая в СССР игра - автогонка. Причем многопользовательская.
Кто-нибудь знает о более древних GAMES ?
04/15/04 23:23:41
me wrote:
Не знаю о Гонках. Но были сделаны под совковый Васик игруха Гоблины. Мне очень нравилось.
05/16/04 02:18:53
mechanicalkid wrote:
Не знаю о Гонках. Но были сделаны под совковый Васик игруха Гоблины. Мне очень нравилось.
05/16/04 02:19:44
cool-er wrote:
дааааааааа прикольно
05/17/04 11:42:24
anasana wrote:
А была ещё древняя игрушка Lode Runner, я был насобирал несколько её наиболее близких клонов и выдожил на сайте http://lodedome.no-ip.com/ (LodeDome: Lode Runner Game Archive).
09/20/05 17:55:21



Текстовая реклама