www.Itogi.ru / Разговоры запросто / Тема номера: "Что ж это с погодой творится?"
No. 45 (650)

10 мая 1999

 
   

www.reklama.ru. The Banner Network.

1000 ЛЕТ ОЗАРЕНИЙ

"...Во дни торжеств и бед народных"

Сергей Иванов


 

НАШ ПОСКОННЫЙ МАЛИНОВЫЙ ЗВОН НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ ИЗ БЕЛЬГИЙСКОГО ГОРОДА МАЛИН

СЕЙЧАС КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН ВОСпринимается как неотъемлемая часть русской духовности. Всем, наверное, памятна идейно значимая для Тарковского сцена из фильма "Андрей Рублев", в которой легкомысленная болтовня иностранцев враз перекрывается мощным звуком новоотлитого колокола. На самом же деле колокол - западное изобретение. Маленькие колокольчики использовались в античности как детская игрушка, элемент жреческого одеяния и ботало для скота, но вот большой колокол был впервые создан в IX веке, и произошло это вне Средиземноморья, а именно в монастырях Ирландии. Один из первых образцов, так называемый колокол св. Патрика, и сейчас хранится в Дублинском музее. Самые древние колокола не имели расширения книзу, и потому голос их был не очень звучным. Тем не менее новая мода быстро распространилась по Европе. В церквях колокол уверенно вытеснял било и клепало, какими раньше созывали прихожан на службу. Уже в 865 году венецианский дож послал в подарок императору Византии 12 колоколов. Однако там нововведение, в общем, не прижилось. Много позже русский путешественник Антоний Новгородец писал: "Колокола не держат во Святой Софии, а колоколом латыне звонять". В отличие от греков, навсегда сохранивших приверженность к билу и подозрительность к "латинской моде", Русь колокола сразу полюбила. Они появились в Новгороде уже в XI веке, как раз когда Европу охватил новый колокольный бум, связанный с важным усовершенствованием: люди выяснили, что идеальный звук исходит из колокола, имеющего форму срезанной посередине груши. С этого столетия повсюду стали расти новые, ранее никогда не существовавшие сооружения - колокольни (самая ранняя из сохранившихся - при Латеранской базилике в Риме). Колокол все время увеличивается в размере. В XI веке в Хильдесхайме отливают неслыханную махину в сто пудов. В Италии "кампанила" физически отделяется от церковного здания и становится дозорной вышкой, пожарной каланчой и символом города. Теперь звон слышен за десятки миль. Но главное - колокол меняет назначение. Из церковного предмета он превратился в светский и стал первым в истории средством массовой коммуникации. Раньше всех это понял Вильгельм Завоеватель, благодаря нововведению сумевший учредить в Англии комендантский час. Средневековый горожанин получал от колокола самую разнообразную, весьма специализированную информацию. "Хлебный" в Турине подавал сигнал замешивать тесто, а "колокол чистоты" в Бонне призывал мести улицы, "трудовой" в Аахене был предтечей фабричных гудков, а "процентный" во Фрайбурге повелевал возвращать долги, "пивной" в Гданьске разрешал открываться харчевням, а "колокол пьяниц" в Париже приказывал им закрываться, "кровавый" в Кельне сообщал о суде, а "колокол бедного грешника" в Лондоне - о казни. Наконец, повсюду "воротный" колокол возвещал о том, что запираются городские ворота. Звонили беспрерывно и на торжества, и во время эпидемий (во Франции эту традицию запретил лишь Наполеон). На Руси городская жизнь была не очень развита, но и здесь, кроме благовеста, появились колокола на специальные случаи: "всполошный" для пожара, "охранный" для вьюги, "осадный" для войны. Кроме того, Псков и Новгород имели специальные "вечевики", являвшиеся символами их республиканских традиций. Когда в 1510 году по приказу Василия III дьяк Долматов снимал псковский вечевой колокол, "бе тогда в Пскове плач и стенание во всех домах". Импортированные из Европы колокола по самим обстоятельствам транспортировки не могли быть очень большими, но когда в XIII веке русские сами освоили их литье, размеры колоколов стали увеличиваться и достигли максимума в XVII веке. Именно к этому времени относится знаменитый Царь-колокол весом свыше 12 000 пудов, впрочем, лопнувший при изготовлении. Такие чудища назывались "тяжкими", а "пуститься во все тяжкие" значило "звонить во все колокола". Власть относилась к звону как к важному рычагу власти, недаром про рекрутский набор говорили: "У царя колокол на всю Русь!" И подобно тому, как теперь во время переворотов повстанцы стремятся захватить телевидение, в средние века мятежники рвались к звонницам, чтобы ударить в набат. Чем не массовая коммуникация!

<<< Предыдущая заметка Следующая заметка >>>

  • Архив "Разговоров запросто"
  •  
     

     
    "ИТОГИ"  В  СЕТИ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    ТЕКУЩИЙ НОМЕР
    АРХИВ
    ПОИСК
    ПОДПИСКА
    ФОТОГАЛЕРЕИ
    АВТОРСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ
    ДЕНЬ  ЗА  ДНЕМ
    ТЕЛЕГРАФ
    МЕЖДОМЕТИЯ
    РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО
    ТЕ, КОТОРЫЕ
    SAVE AS...
    СПОРТ
    АФИША
    ФИЛЬМЫ
    КНИГИ
    ДНЕВНИК ИСКУССТВ
    РЕКОМЕНДУЕМ

    ПОДПИСКА | РЕДАКЦИЯ | ПОИСК | АРХИВ | РЕКЛАМА | РАСПРОСТРАНЕНИЕ | ФОТОГАЛЕРЕИ | КОЛЛЕКЦИИ | ФОРУМЫ | ИЗДАТЕЛЬСТВО
      Информация о сервере

    Copyright © Журнал "Итоги"
    E-mail: Itogi@7days.ru

    Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на "Итоги" обязательна.