Any Key Column     (личные заметки о том, что происходит вокруг)

Archives

17 December

Подводная FM-связь

Рассылка Информнауки принесла вот что (слегка сократил):
"Новый метод акустической подводной связи изобрели севастопольские биофизики, изучив, как разговаривают между собой дельфины (устройства, созданные человеком, до сих пор неважно справляются с возникающими в изменчивой водной среде помехами, а китообразные отлично понимают друг друга за много километров). Для этого был использована в качестве несущего сигнала последовательность частотно-модулированных фрагментов, у которых для формирования символов данных смещают фазу. При приеме такого сигнала его делят на многолучевые составляющие, преобразуя задержки отдельных откликов во времени в смещения частот. Затем сигнал специальным образом преобразуют с помощью обычной полосовой фильтрации. В результате удается избежать межсимвольной интерференции, благодаря чему символы меньше изменяются "по дороге" от источника к приемнику сигнала. Этот метод хорошо показал себя на коротких дистанциях, а для больших расстояний ученые его доработали, заменив фазовую модуляцию на частотную - преимущество состоит в меньшем рассеянии сигнала и том, что он не зависит от фазы. На расстоянии 3 километров таким способом удалось наладить устойчивую связь со скоростью до 5 КБит в секунду."
(Ссылка - а нэту)
18:00:14

14 December

«Стволовая» челюсть

Специалисты германского города Киль вырастили из стволовых клеток и затем пересадили пожилому человеку нижнюю челюсть. Его собственная была ампутирована несколько лет назад из-за развития раковой опухоли. Стволовые клетки и костный материал были помещены в лаборатории в точную копию сделанной из титановой сетки нижней челюстной кости пациента. После начала роста новых тканей из стволовых клеток, титановую копию вживили в организм пациента под правой лопаткой. Через восемь недель титановая форма была извлечена и из нее была создана новая костная основа нижней челюсти. Затем костная ткань была имплантирована пациенту.

На «стволовые» клетки давно возлагают большие надежды – но только теперь, впервые в истории, из них была создана полноценная «запчасть». Это – настоящий перелом в медицине, ведь такая ткань ничем не отличается от настоящей и проблема отторжения пересаженных органов вскоре может быть окончательно решена.
(Ссылка - www.genoterra.ru)
17:11:48

10 December

Пандейский динозавр

Палеонтологи из университета Рио-де-Жанейро восстановили облик доселе неизвестного нового вида динозавров, найденного недавно в Бразилии. Динозавр назван Unaysaurus tolentinoi. Животное весило приблизительно 70 килограммов, было длиной 2,5 метра и 70-80 сантиметров высотой. Скорее всего, оно было травоядным, считают исследователи. Unaysaurus обитал на территории нынешней Бразилии tolentinoi жил в позднетриасовую эпоху, около 225 миллионов лет назад. Это один из самых ранних известных видов динозавров. Больше всего ученых заинтересовало сходство Unaysaurus с европейским Plateosaurus, останки которого находили в Германии.
Открытие бразильских палеонтологов – еще одно, пусть довольно шаткое, доказательство в пользу гипотезы о праконтиненте Пандее, до сих пор толком не доказанной (динозавры, мол, свободно перемещались по всей его территории, от Германии до Бразилии). Дело - за геологами.
(Ссылка - news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/4064429.stm)
14:36:30

09 December

Магнитный резонанс заменит полиграф

Обычный детектор лжи измеряет физиологический ответ организма на локальный стресс, коим и является ложь. Сторонники полиграфа уверяют, что опытный оператор практически безошибочно выявляет пики дыхательной активности, давления крови и потоотделения. Противники, со своей стороны, полагают, что опытному лжецу ничего не стоит научиться держать себя в руках и обмануть детектор лжи. Но с магнитным резонансом это номер не пройдет – к такому выводу параллельно пришли несколько исследователей из пенсильванского Университета Темпл. За мозгом добровольцев, которым было предложено соврать, тщательно наблюдали, используя технику функционального магнитного резонанса. Оказалось, что в процессе вранья существенно повышается активность лобной, височной и лимбической долей мозга и некоторых других его областей. Вот эту активность, по мнению ученых, скрыть не помогут никакие тренировки. Следовательно, средство это гораздо надежнее полиграфа.
Пока что это изобретение на практике малоприложимо – аппаратура для МРТ громоздка и недешева. Но ясно, что в критических случаях есть средство точно определить, лжет человек или нет, без всяких полуфантастических «сывороток правды» - панацея для «первых отделов» всех мастей.
(Ссылка - www.nature.com).